Главная 24 Магия 24 Магия — что это такое и как ею пользоваться

Магия — что это такое и как ею пользоваться

§ 24. Эпоха Просвещения (учебник)

1. Какими были основные идеи гуманистов?

2. Какие процессы в жизни церкви происходили накануне эпохи Просвещения?

1. Начало эпохи Просвещения

Во второй половине XVII в. в среде образованных людей утвердилось стремление найти разумное объяснения всех явлений природы и человеческой жизни. В своих исследованиях они уже не опирались на религию. По человеческим разумом признавалась способность полностью познавать и объяснять мир. Мировоззрение, согласно которому основным средством познания и критерием истины является разум человека, а не Божественное откровение и опыт, называется рационалистическим.

Доминирование рационализма в сознании образованных людей дало мощный толчок к обретению знаний. Наука XVII в. еще не имела узкой специализации: ученые не делились на математиков, физиков, философов и т.д. Они работали одновременно во многих отраслях. Ими были сформулированы новые принципы научных исследований; наука получила знания из эксперимента и заговорила языком математических формул.

Популярность науки возросла настолько, что в Англии создали специальное общество под руководством самого короля, а во Франции по инициативе правительства — Академию наук. Оказывалась поддержка научным изданием.

Рост авторитета науки все больше убеждало в мощи человеческого разума. В XVIII в. вера в разум стала господствующей: люди считали, что во всем следует прислушиваться только к нему. Разум, считали они, необходимо развивать с помощью умственных упражнений, изучения наук и искусства. Это поможет человеку изменить окружающий мир, сделать его разумным и справедливым. Просвещением стали называть распространения ума. Значительное количество образованных людей была убеждена, что Просвещение приведет человечество к счастью. Основным умонастроением общества стал оптимизм. Люди верили в прогресс, в то, что история движется к лучшему, развивается от несправедливого устройства к справедливому обществу. Человек XVIII века, как никогда в прошлом, считала себя хозяином собственной судьбы.

Родиной Просвещения была Англия, где развитие капитализма стимулировал прогресс науки и знаний. Выдающиеся английские ученые-мыслители Исаак Ньютон, Томас Гоббс, Джон Локк вместе с голландцем Бенедикт (Барух) Спиноза и немцем Готфридом Лейбницем заложили фундамент идей Просвещения.

2. Природа человека и естественное право

Эпоха Просвещения утвердила в сознании людей понятие quot;естественного праваquot;. Просветители считали, что все люди от природы наделены естественными правами, в частности право на жизнь, свободу и равенство. Из этого следовало, что все существующие в обществе различия (между бедными и богатыми, правителями и подчиненными, дворянами и простыми людьми) были установлены не Богом, а самими людьми, с учетом этого они должны были изменить то, что сами создали.

Намерениях изменить государство и общество в эпоху Просвещения выглядели не как посягательство на мировой порядок, а как законное право человека. Общество считалось справедливым только при условии, что в нем соблюдены естественных прав человека. По мнению просветителей, чтобы сделать людей счастливыми, прежде следует всех их обеспечить естественными правами, открытыми с помощью разума. Просветители в реализации своих идей возлагали надежды на монархов, которые должны были установить quot;разумныйquot; порядок в государствах, спертый на естественное право.

Примером воплощения в жизнь идей просветителей стали реформы quot;просвещенных монарховquot; — короля Пруссии Фридриха II, австрийских императоров Марии-Терезии и ее сына Иосифа II, российской императрицы Екатерины II (в первый период ее правления) и др.

3. Просвещение и церковь

К религии и церкви просветители основном относились равнодушно, а то и враждебно. Богословские проблемы их больше не интересовали. Они думали, что мироздания было или деистический (Бог создал мир и спустя уже не вмешивался в историю человечества), или атеистическим (полное отрицание существования Бога).

Ответом церкви на эти новые умонастроения стало убеждение, что должна доминировать убежденность в вере, а не формальное исполнение церковных правил. Однако церковь уже не могла достойно ответить на критику просветителей, потому религиозный подъем XVII в. иссякло.

С падением авторитета церкви ее богатства и привилегии стали объектом притязаний со стороны государства. Открывались светские школы. Папе Р имському даже пришлось распустить орден иезуитов (впоследствии его восстановили. В большинстве стран прекратились суды инквизиции.

Эпоха Просвещения дала мощный толчок образованию. Так, король Пруссии Фридрих II и австрийский император Иосиф II ввели в своих странах общее начальное образование. Во Франции протяжении XVIII в. количество неграмотных сократилась с 79 до 63% населения. Но несмотря ощутимый прогресс в образовании, эпоха Просвещения добавила к социального раскола в обществе культурно-образовательный. Незначительная часть образованных людей порой не могла поладить с остальным населением. Итак, идеи Просвещения охватили лишь незначительную часть населения, преимущественно просвещенного. Просветители самоуверенно считали верными только те знания, добытые наукой, собственным умом, а не те, что базируются на традициях и народной мудрости. Народные верования считались предрассудками, а народная жизнь — проявлением отсталости и косности.

Философ Дени Дидро (1713-1784) считал своей задачей сделать современные знания как можно более доступными для всех. Замысел состоял в том, чтобы заключить общую картину знаний, которые накопили европейцы на середину Х V III века, объединить их в специальный словарь. Такие попытки имели место и раньше, но они не имели такого размаха. Издание получило название quot;Энциклопедииquot;. Организаторам задуманного Д. Дидро и Жану Д ` Аламберу (1717-1783) удалось привлечь к работе всех великих философов и писателей того времени: Вольдер, Монтескье, Гольбах, Руссо и др. Однако большая часть quot;Энциклопедийquot; была написана менее известными людьми но не менее образованными. Так где Жокур написал 17 тысяч статей.

Во введении, написавший Д ` Аламбер говорилось, что читатель самостоятельно должен думать и искать истину.

Издание поддержала королевская фаворитка маркиза Помпадур, что облегчило выход издания в обход цензуры в 1751 г. Однако уже в 1759 г. выдавать quot;Энциклопедиюquot; было запрещено. Существующие тома изымались и уничтожались. Однако издание продолжало выходить подпольно. Несмотря на все усилия полиции, способ как это делалось, так и не было разрыто. До 1782 г. вышло 22 статей и 13 томов иллюстраций и таблиц.

Эта масштабная работа оказала огромное влияние на тогдашнее общество.

6 . Общественное мнение. Масоны

В эпоху Просвещения появилась новая весомая сила в обществе — общественное мнение. Она стала существенно влиять на государственную политику, что ограничивало произвол монарха, и оказалась мощным оружием в руках тех, кто умел ею управлять. Инструментом, с помощью которого формировалось общественное мнение, были слухи, газеты.

Средой проявления общественного мнения были светские салоны. XVIII в. стал веком салонов, объединяли сторонников искусства, ученых, литераторов, художников. В салонах велись разговоры о науке, философию, политику. Здесь узнавали новости, плели интриги. Организаторами салонов были знатные или богатые лица. В некоторых салонах существовали четкие правила поведения. Просветители постоянно посещали салоны, значительную долю их произведений написано в форме бесед.

Кроме салонов, возникали литературные, философские, научные общества и кружки. Они ставили перед собой задачу воздействовать на общественное мнение и способствовать прогрессу просвещения. Эти кружки и общества играли роль, подобную роли нынешних политических партий. Особенностью кружков и обществ было то, что в обществе, разделенном сословными привилегиями, они объединяли людей независимо от происхождения.

Масонство (Франкмасонство) своими задачами и характером деятельности напоминало философское общество. Но, в отличие от товариществ, оно было тайным братством, закрытым для непосвященных. Масон в переводе с французского — quot;Каменщикquot;, франкмасон — quot;свободный каменщикquot;. Первые масонские ложи (так назывались масонские организации) в XVIII в. основали английские просветители, которые позаимствовали названия и обряды средневекового цеха каменщиков.

Масонство стало модной, даже влиятельной, течением. К ложам поступали лица, которые стремились изменить существующий несправедливый мир. Они проповедовали свободу и братство всех людей, распространяли идеи Просвещения, не чурались благотворительности. Членами масонских лож было много знаменитых людей того времени (Вольтер, Гете, Моцарт и др.).

7 . Театры, концерты, выставки

Ранее театры основном были придворными; театры, открытые для широкой публики, действовали только в Лондоне и Париже. В XVIII в. они открывались даже в небольших городах Европы. Комедии Жана-Батиста Поклена (Мольера) были наиболее известными и относились везде.

Изменилась и роль музыки. Ранее она предназначалась для сопровождения богослужения, придворных праздников, спектаклей, а в XVIII в. зазвучала самостоятельно. Клавесин, фортепиано, скрипка, флейта стали концертными инструментами. Композиторы и исполнители оказались в центре внимания светской публики, их приглашали короли и вельможи. И.-С. Бах, Й. Гайдн, В. Моцарт, Бетховен зажили мировой славы как композиторы и исполнители.

Доступным для широкой публики стал живопись. Проводились выставки картин, затем обсуждались в салонах и прессе. Картины Никола Пуссена, Жака-Луи Давида пользовались наибольшей популярностью.

8 . Барокко, классицизм, рококо, неоклассицизм

Во второй половине XVIII в. в большинстве европейских стран — Италии, Испании, германских государствах, Польши и др. — Доминирующим художественным стилем еще оставалось барокко. А вот во Франции утверждался новый стиль — классицизм. Искусство классицизма ориентировалось на античные образцы. Драматурги писали пьесы на сюжеты из греческой и римской мифологии и истории. Художники изображали на своих полотнах древних богов и героев. Архитекторы последовали треугольные фронтоны и колоннады античных храмов. В отличие от мастеров барокко писатели и художники классицизма в своем творчестве сознательно стремились подражать установленные нормы прекрасного. Классицисты разработали целую теорию, каким должен быть произведение искусства, как надо писать стихи, пьесы, рисовать картины. Классицисты считали, что произведение искусства должно быть величественным, ясным, строгим, понятным, соответствовать установленным правилам. Никаких крайностей, непродуманного, ложного, несуществующего.

Появившись в Франции, классицизм распространился и на другие страны Европы.

Пьесы, написанные в этом стиле, имели логичный и понятный сюжет и язык. В основе пьесы всегда была некая идея, которая на протяжении пьесы раскрывалась и освичувалася всех сторон. События, изображены в пьесе, всегда происходили в одном месте, в один день. Никаких второстепенных сюжетных линий не допускалось.

В литературе и искусстве классицизма существовала иерархия жанров. Трагедия стояла выше комедии. Герои трагедий могли разговаривать только поднятой языке.

Учредителем французской классической трагедии был Пьер Корнель (1606-1684). Он писал пьесы и труды по истории искусств. Судьба героев его пьес была тесно связана с политической борьбой. Сюжет разворачивался на фоне исторических событий. Своими пьесами Корнель пытался доказать необходимость укрепления абсолютной монархии. А вот Жан Расин (1639-1699) свои пьесы посвящал миру человеческих чувств. Хотя комедия в классицизме, как мы только отметили, считалась низшим жанром, выдающийся комедиограф Жан-Батист Поклен (Мольер; 1622-1673) своими произведениями сумел доказать обратное. Его комедии остаются популярными и сейчас.

Художник Никола Пуссен (1594-1665) считал, что сюжет художественного произведения должен быть благородным, величественным и возвышенным, а композиция — логичной и простой.

Всемирно прославленным образцом искусства классицизма стала резиденция французских королей в Версале. Над ее созданием работали лучшие архитекторы, художники, садоводы.

В первой половине XVIII в. распространился новый стиль — рококо(Декоративные мотивы в виде раковины). Этот стиль особенно проявился в декоративно-прикладном искусстве. Ему свойственны интим и комфорт. Мастера рококо создавали изящные вещи, в окружении которых человеку удобно и приятно жить. Для этого стиля характерны богатство украшений, необычность и изысканность форм. Особенно популярным стало все необычное, особенно китайская роспись, китайские павильоны в парках.

Во второй половине XVIII в. вновь вернулось увлечение античными классическими формами. Этот стиль назвали неоклассицизмом, То есть новым классицизмом. Новое увлечение было вызвано археологическими раскопками римских городов Помпеи и Геркуланума, погибших от извержения Везувия.

Строгость застройки римских городов натолкнула архитекторов XVIII в. на мысль, что города следует строить по простым и разумным планом. Примером такой архитектуры является ансамбль площади Людовика XV (теперь это площадь Согласия) в Париже.

Художники-неоклассики считали, что искусство должно воспитывать, облагораживать человека. Они искали героя, готового к подвигу и достойного подражания.

Новый стиль принес с собой и изменения в одежде: пышные женские платья предыдущего столетия заступили легкие, похожие на древнегреческие хитоны.

9 . Идеи просвещения в литературе

Все крупные просветители умело владели пером. Их произведения читали, ими восхищались, их обсуждали. Большинство просветителей, особенно французские (Монтескье, Вольтер, Дидро, Руссо), свои мысли стремились донести до людей через литературное произведение.

Даниэль Дефо (1661—1731), Джонатан Свифт (1667—1745), Пьер-Огюстен Бомарше (1732—1799), Фридрих Шиллер (1759—1805), Иоганн-Вольфганг Гете (1749-1832) . Через их творчество можно проследить всю эволюцию идей Просвещения в литературе — От появления нового положительного героя, который действует согласно своим умом (Робинзон Крузо из романа Дефо), до Фауста Гете.

Дефо утверждал в литературе нового положительного героя, трудолюбием и умом достиг всего. Другой английский писатель Дж. Свифт в романе quot;Путешествие Гулливераquot; пытался показать недостатки идей Просвещения. Герои Бомарше и Шиллера — простые люди, своим трудолюбием, умом, человечностью противопоставлялись аристократам. Эти авторы утверждали естественные права человека. Гете своими литературными произведениями пытался воспитать людей мужественными, сильными и добрыми, способными бросить вызов существующему несправедливом строя.

Самым известным представителем немецкого Просвещения был Иммануил Кант (1724-1804), сын мелкого ремесленника. Всю свою жизнь, в отличие от других просветителей, он безвыездно прожил в Кенигсберге (ныне Калининград). Здесь получил образование, стал профессором университета, а впоследствии и ректором. Кант читал лекции по философии, филологии, географии, права, математики, физики и других наук. Он разработал концепцию происхождения Солнечной системы из гигантской туманности, которая и до сих пор остается одной из основных научных идей в астрономии. Ему также принадлежит идея правового государства. Но главная проблема, его волновала, была связана с возможностями человека познавать мир.

Кант пришел выводу, что человек может получить знания лишь об ограниченном количестве окружающих вещей. Наряду с ними существуют quot;вещи в себеquot;, их опознать невозможно, ибо невозможно доказать их существование, и наоборот. Из этого следует, что познать мир до конца невозможно. Таким образом мыслитель подверг критике идею о безграничной силе человеческого разума.

11. Чувства против разума

Во второй половине XVIII ст. стало расти недовольство сухим рационализмом философии и неоклассического искусства, отвергали чувственное познания мира. Людям хотелось мечтать, переживать, задумываться перед загадками. Появились романы и поэмы, которые воспевали чувства, сны и мечты, ночные пейзажи, развалины старинных замков и т.п.

Так в литературе и искусстве зародилась новое течение — сентиментализм(От франц. Sentiment — чувство). Романы Сэмюэла Ричардсона Порсенса Стерна, Жана-Жака Руссо вызвали значительный интерес светской публики. В Англии зародился quot;Готический романquot; с фантастическими сюжетами, описанием страшных преступлений, призраков, колдовства, ужасов.

Изменение вкусов отразилась и на садово-парковом искусстве. В моду вошли романтические уголки с quot;Дикойquot; природой.

В светском обществе приобрели популярность мистика, магия — все, чего нельзя объяснить, и сверхъестественное. Публику шокировали опыты французского врача Месмера, исследование которого легли в основу учения о гипнозе.

Мода на сверхъестественное создала условия для процветания авантюристов и проходимцев. Это были люди, выдавали себя за ясновидящих, способных вращаться на духов, превращать любые металлы в золото. Они утверждали, что имеют эликсир молодости и философский камень. Им верили, их принимали в высшем свете. Одним из известнейших авантюристов был Джузеппе Бальзамо, известный под именем Калиостро.

Документы. Факты. Комментарии

1. Из статьи Иммануила Канта quot;Ответ на вопрос: Что такое Просвещение quot;

quot;Просвещение — это выход человека из состояния своего несовершеннолетия, в котором она находится по собственной вине. Несовершеннолетие является неспособностью использовать свой ум без постороннего руководства. Несовершеннолетия по собственной вине — это такое, причина которого заключается не в отсутствии ума, а в отсутствии решимости и мужества пользоваться им без постороннего руководства. Имей мужество пользоваться собственным умом! — Таков лозунг Просвещения .

Если спросить, живем мы сейчас в просвещенном веке, то ответ будет: нет, но мы живем в веке Просвещения. Еще много не хватает для того, чтобы люди при тех условиях, что сложились в целом, были уже способны или могли стать способными надежно и хорошо пользоваться собственным умом без постороннего вмешательства. Однако существуют явные признаки того, что для них открыт путь к совершенствованию в этом; преград на пути к Просвещения или выхода из состояния несовершеннолетия, в котором человечество находится по собственной вине, становится все меньше. В этом аспекте наш век является веком Просвещения, или веком Фридриха quot;.

Что И. Кант называет quot;Просвещениемquot; и quot;веком Просвещенияquot;?

2. По труду Джона Локка quot;Два трактата о правления quot;

О возникновении политических обществ

quot;Поскольку люди, как уже отмечалось, естественно свободные, равные и независимые, то никто не может быть выведен из этого состояния и покорен политической власти другого без своего личного согласия. Единственный способ, когда кто-нибудь отказывается от своей естественной свободы и надевает на себя путы гражданского общества, — это соглашение с другими людьми об объединении в общество для того, чтобы удобно, хорошо и мирно совместно жить, свободно пользуясь своей собственностью и находясь в большей безопасности, чем кто-либо, не является членом общества.

Когда какое количество людей таким образом согласится создать сообщество или государство, то они этим уже объединены и составляют единый политический организм, в котором большинство имеет право действовать и решать за других . quot;

О цели политического общества и правления

quot;. Большой и главной целью объединения людей в государство и передачу ими себя под власть правительства является сохранение их собственности . quot;

Об объеме законодательной власти

quot;. Вот те пределы, их полномочия, данные обществом, и закон Бога и природы установили для законодательной власти любого государства, при всех форм правления.

Во-первых . должна существовать один закон для богатого и бедного, для фаворита при дворе и для крестьянина за плугом.

Во-вторых, эти законы не должны назначаться ни для какой иной цели, а исключительно для блага народа.

В-третьих, они не должны повышать налоги на собственность народа без согласия народа, данной им самим или через его представителей .

В-четвертых, законодательный орган не должен и не может передавать его кому, за исключением тех, кому ее доверил народ quot;.

1. Какими были взгляды Дж. Локка на происхождение государства?

2. Какова цель, по мнению Локка, создание государства?

3. Охарактеризуйте государство, описанную Локком.

1. Почему XVIII ст. называют эпохой Просвещения? Каковы ее характерные черты?

2. Что такое естественные права человека?

3. Почему именно Англия стала родиной Просвещения?

4. Какими были отношения между церковью и государством в XVIII в. и почему?

5. Какое влияние имели идеи Просвещения на развитие образования и науки?

6. Что такое общественное мнение? Каким образом она влияет на поведение людей?

7. Почему возникли светские салоны, кружки, масонские ложи? Какова их цель? Каким образом они влияли на общественное мнение?

8. Чем можно объяснить появление в течение XVII — XVIII вв. барокко, классицизма, рококо, неоклассицизма? Какие из приведенных стилей похожи между собой?

9. Каковы основные черты классицизма? Какие из приведенных стилей наиболее соответствуют идеям Просвещения?

10. Почему конце XVIII в. идеи просветителей переживали кризис? Попробуйте выяснить их основные недостатки.

11. Какое значение имела эпоха Просвещения в истории Европы?

О admin

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

x

Check Also

Магия древних славян актуальна и в наши дни

Магия древних славян актуальна и в наши дни Опубликовал: admin в Обереги 02.09.2017 0 6 ...

Магия древнего славянского науза в наши дни, Магия любви и колдовства

Магия древнего славянского науза в наши дни Опубликовал: admin в На защиту 21.11.2017 Среди множества ...

Магия древнего славянского науза в наши дни, Всегда важно

Магия древнего славянского науза в наши дни Среди множества и разнообразия славянских оберегов, можно выделить ...

Магия древнего славянского науза в наши дни

Фэн-шуй. Русский взгляд. От славянских традиций до наших дней Елена Лома Елена Лома Фэн-шуй. Русский ...

Магия драгоценных камней: лечебные и магические свойства камней

Zdorov-Jiv.ru Секреты красоты и здоровья Навигация по записям Магические свойства драгоценных камней АЛЕКСАНДРИТ #8212; лечебные ...

Магия для гарантированного похудения

Магия для гарантированного похудения Магия для гарантированного похудения Ритуалы и обряды для похудения Убывающая луна ...

Магия деревьев

LiveInternetLiveInternet рукоделие разное (22934) Вязание крючком (2318) Вязание спицами (2277) Шить просто (1386) Узоры вязания ...

Магия денег, виды магии и обряды древней магии: магия гадалки Клавдии

Магия Гадалки Клавдии Сайт о магии, гадание и предсказание Магия денег Этот раздел посвящен магии ...

Магия волос

Магия волос Зарегистрирован: Mar 2012 почему все уверяют, что детям до года НУЖНО ОБСТРИГАТЬ первые ...

Магия в интернете

БИБЛИОТЕКА ГЕРМЕТИЧЕСКОГО ПОРТАЛА Сайт Балтазара Орден Гермеса Трисмегиста Школа Мистерий Hermes shop Подписка на новости ...

Магия в день рождения

Магия в день рождения. Советы, обряды, заговоры, защиты в Вт 28 Мар 2017, 20:00 Как ...

Магия в вашем доме

Магический амулет защитит вас от черной магии и других опасностей Домашние обычаи Магия в ведении ...

Магия ароматов

Greensashet — Зеленое саше Магия ароматов. Для тех, кто верит в чудеса#8230; Как привлечь успех ...

Магия – это безумие

Магия и колдовство – это безумие. Исповедь бывшего мага Когда мне было 17 лет, к ...

МАГИЧЕСКИЕ СИМВОЛЫ ПРИТЯГИВАЮЩИЕ ДЕНЬГИ И УДАЧУ В ДЕЛАХ — ПРАКТИЧЕСКАЯ МАГИЯ

МАГИЧЕСКИЕ СИМВОЛЫ ПРИТЯГИВАЮЩИЕ ДЕНЬГИ И УДАЧУ В ДЕЛАХ Сегодня я, маг Сергей Артгром буду говорить ...

МАГИЧЕСКИЕ РАСТЕНИЯ И ТРАВЫ ДЛЯ ПРИВЛЕЧЕНИЯ УДАЧИ И ДЕНЕГ — ПРАКТИЧЕСКАЯ МАГИЯ

МАГИЧЕСКИЕ РАСТЕНИЯ И ТРАВЫ ДЛЯ ПРИВЛЕЧЕНИЯ УДАЧИ И ДЕНЕГ Я маг Сергей Артгром расскажу в ...

МАГИЧЕСКИЕ ОБРЯДЫ В НОВОЛУНИЕ НА ДЕНЬГИ И УДАЧУ — ПРАКТИЧЕСКАЯ МАГИЯ

МАГИЧЕСКИЕ ОБРЯДЫ В НОВОЛУНИЕ НА ДЕНЬГИ И УДАЧУ Я, маг Сергей Артгром предлагаю в рамках ...

Лярва, лярва как избавиться, фото лярва, лярвы видео, лярвы признаки, лярва сущность, лярвы признаки в человеке, лярвы депрессии, энергетические лярвы, лярвы алкоголизма, лярвы секс, лярвы пьянства, магия лярва

Лярва, лярва как избавиться, фото лярвы Ля́рва (лат. larvaelig; mdash; привидение, изначально маска, личина, ср. ...

Любовь – очень сильное чувство, имеющее светлую и темную, Магия любви и колдовства

Любовь – очень сильное чувство, имеющее светлую и темную Опубликовал: admin в Отвороты 06.01.2018 Привороты, ...

Любовная привязка, Магия и магические инструменты

Магия и магические инструменты От приворота до рунического талисмана Любовная привязка Что-то в последнее время ...

Любителям эзотерики! Магия растений

МирТесен Жить в полную силу! Любителям эзотерики! Магия растений Береза всегда использовалась для борьбы с ...

Курс Защиты психоэнергетические, магия для жизни

Мероприятие Курс Защиты психоэнергетические, магия для жизни Информация Что вы чувствовали после этого? Хотя люди ...

КУКОЛЬНАЯ МАГИЯ

КУКОЛЬНАЯ МАГИЯ в Mon May 20, 2013 11:55 pm Человека использующего кукольную магию для порчи, ...

Красный жгучий перец, оберег, Магия успеха

Связка красного сушеного перца Следующий предмет из списка 33 предметов, необходимых иметь дома — связка ...

Рейтинг@Mail.ru